Среда, 07.12.2016, 23:12
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Russian Robinson Club

Главная » 2014 » Октябрь » 21 » RI0K - Как это было... часть 1-ая
[ 07.12.2016 ] RI0K - Как это было... часть 1-ая
18:37

Эта история началась в 2011 году в Лондоне, когда группа членов клуба «Русский Робинзон», находясь на международной RSGB/IOTA конференции, обсуждала в номере гостинице свою прошедшую презентацию о посещении островов Аляски.
В номере находились Юрий Сушкин(N3QQ), Юрий Заруба(UA9OBA), Андрей Новиков(RZ3EM) и Александр Кузнецов(RW3RN).
Разговаривали о формате прошедшей конференции, о том, как нас приняли, как восприняли презентацию и фильмы и, конечно же, рассуждали о будущих проектах.
Юрий Заруба, вспоминая последние экспедиции на острова Аляски, сказал о том, что у некоторых американских активаторов островов сквозило непонимание того, что русские едут на Аляску, хотя у нас у самих под боком множество редких островов, которые имеют очень маленький рейтинг по посещениям, где не было радиолюбителей по 15-20 лет.
В рамках разговора указывалось на то, что посещение островов затруднительно не только с финансовой точки зрения, но и с той, что, как правило, есть ограничения в их посещении, так как они фактически находятся  в районе государственной границы. 
RW3RN задал RZ3EM вопрос о том, а какой же российский остров в рейтинге IOTA является сейчас самым востребованным. Когда были названы острова Ионы  и Ратманова, то Александр задумался и сказал о том, что один из его коллег, глава Сосновского района Тамбовской области, служил лет 20 назад на острове Ратманова, и предложил ребятам попробовать пробить разрешение на посещение острова через военных или органы власти.
Приехав домой, не откладывая дело в долгий ящик, Александр (RW3RN) связался с главой Чукотского района Зеленским Михаилом Антоновичем. Тот сказал о том, что данные вопросы решают только пограничники. Найдя на сайте адрес Пограничного управления ФСБ России по Чукотскому АО, я позвонил начальнику подполковнику Курилову Александру Александровичу. Я рассказал ему о клубе «Русский Робинзон», об островной программе, о том, что этот остров один из самых востребованных в мире, о юбилее Тамбовской области и многом другом. Курилов заинтересовался и предложил в рамках совместной патриотической программы реализовать все наши пожелания.
И сразу же начались подготовительные мероприятия. Юра Заруба(UA9OBA) взял на себя разработку маршрута, расчет финансовых затрат и предварительный отбор кандидатов. Я занимался подготовкой всех разрешительных документов, оформлением позывных сигналов. Мой заместитель Валентина Кобзарь и директор Уваровского кадетского корпуса имени святого Георгия Победоносца Евгений Кудрявцев приступили к разработке программы, которая включала официальные мероприятия, предусматривающие под собой встречи с представителями органов власти на Чукотке, презентацию Тамбовской области, города Уварово, р.п. Сосновка, Уваровского кадетского корпуса, вручение подарков и подписание совместных соглашений о взаимодействии,  и многое другое. Евгений Щелкановцев (RZ3EC), как будущий член команды, активно обсуждал с нами все вопросы. Андрей Новиков RZ3EM взял на себя функции "пилота" экспедиции, не забывая впоследствии помогать советами по возникающим спорным ситуациям.
После опубликования объявления в радиолюбительских источниках о наборе членов в экспедицию пришло огромное количество обращений, как из России, так и из-за рубежа. Но позиция пограничников была однозначна в том, что на остров могут попасть только граждане России. Поэтому, в дальнейшем в группу не попали те, кто мог бы оказать и финансовую помощь.    
Ситуация осложнялась тем, что после предварительных расчетов, стоимость всех затрат была довольно таки значительной. И это несмотря на то, что пограничники практически решали все вопросы с самолетами и вертолетом.
В итоге, количество обратившихся претендентов значительно уменьшилось. К нам предварительно добавились только RM9RZ и UA9KDF. Кроме того, на Алюмку согласился лететь Олег UA6GG. Начали заниматься проработкой составления списка наиболее необходимых вещей. Юра Заруба, с присущей ему робинзоновской скромностью, начал предлагать простые антенны. Я же предлагал взять направленные , так как считал, что все будут иметь возможность провести с нами связи. И неожиданно, в один из дней, Юра звонит мне и говорит, что на него вышел Леонид Радченко(RA5A) и рассказал, что они несколько лет планировали экспедицию на Ратманова, И предложил соединить наши стремления, связавшись с основным спонсором с их стороны Михаилом Могутовым RL3AA. Я связался с ним и рассказал о том, как нам удалось получить разрешения, что мы планируем, выразил готовность соединить наши усилия, и предложил, чтобы Леня, как технически грамотный специалист, начал общаться с Зарубой для согласования списка всего самого необходимого. Я же займусь получением разрешений на ребят на их группу.
Пограничники выдвинули условия, что общий вес груза, включая членов команды, не должен превышать двух тонн. Мы никак не укладывались в эту цифру, так как только вес людей был почти с тонну. А нужно было еще везти горючее, антенны, аппаратуру, палатки, продовольствие, личные вещи и многое другое. И именно в этот момент экспедиция оказалась на этапе развала. Начались жаркие споры между Зарубой и Могутовым по поводу того, что нужно брать. Михаил Александрович, со свойственной ему степенностью и серьезностью,  предлагал оснастить экспедицию очень серьезно. То есть, взять несколько многоэлементных направленных антенн, усилителей, теплые палатки, раскладушки, спальные мешки и многое другое, что могло бы создать атмосферу комфорта и серьезной работы в эфире. Юра же, подстраиваясь под условия пограничников, предлагал все нещадно вычеркивать и довольствоваться легкими палатками, проволочными антеннами и малым перечнем продуктов и личных вещей. Ситуация заходила в тупик и порой возникало желание отказаться от всего серьезного и сократить экспедицию до минимального количества членов, проведя ее силами двух-трех человек. Но тут мы нашли контакт с Леней и стали выступать в роли парламентеров между неуступчивыми позициями Могутова и Зарубы. Практически после каждого их разговора, мы связывались между собой,  обговаривали все спорные моменты, заранее обсуждали какое решение нужно подсунуть нашим логистам, потом каждый звонил своему, потом они созванивались и договаривались, не предполагая даже, что мы их подталкиваем заранее к компромиссу. Но все равно, проблемы с перегрузом остались.  Я решил набраться наглости и позвонить Курилову, чтобы рассказать о наших проблемах, уповая на то, что если оснащение будет не очень, то очки мы дадим, в основном японцам и американцам. В итоге, как человек государственный, Сан Саныч сказал, что постарается частями перекинуть все наше оборудование до нашего приезда, если мы отправим его в Анадырь заранее. Это был выход из ситуации. Практически сразу же стали компоновать груз. И здесь сказался огромный опыт Лени в знании технической части, и опыт Могутова в обеспечении комфорта. Сколько раз уже на Ратманова мы вспоминали его добрыми словами. Перед отправкой груза ребята все проверили, для чего в Москву приехал Игорь Лившиц(UA3EDQ). Потом все упаковали, включая часть подарков. Из смешного было то, что я брал 15 больших неваляшек,  которые выпускаются в нашей области. И когда ящики проходили проверку, то у контролеров срывало «крышу» от того, что из ящиков слышалось веселое Тю-лю-лю, тю-лю-лю... В итоге, в мае груз был отправлен и встречен Юрием Савченко(UA0KBG), который на протяжении всего времени являлся координатором в приеме и отправлении далее груза до Лаврентия, а оттуда через знакомых ему людей контролировал отправку на Ратманова. За это время изменился и состав экспедиции. По объективным причинам отказались RM9RZ и UA9KDF. Женя RZ3EC, из-за болезни своей собаки также отказался, но предложил вместо себя Игоря Лившица(UA3EDQ), охарактеризовав его как хорошего технического специалиста, оператора и человека, который создает комфортную атмосферу в коллективе. Игоря я знал по встрече в Орле, когда он с готовностью помог мне настроить автомобильную антенну, поэтому проблем по его включению в список не было. Все рекомендации, которые дал Женя, подтвердились, и никто не пожалел в последствии о том, что Игорь стал членом нашей команды. Стоит отметить и то, что обсуждение каждой кандидатуры проходило очень серьезно и некоторые ребята не попали в экспедицию лишь из-за того, что мы не были уверены в том, что не будет конфликтов. До последнего момента, мы очень переживали по поводу того, что груз, отправленный из Анадыря в Лаврентия, никак не отправлялся на остров, хотя по нашим данным, погранцы делали до 20 рейсов в день, отправляя свои грузы во время хорошей погоды. Но Сан Саныч слово сдержал, буквально за несколько дней до нашего прилета, переправив груз на остров. Началось время сбора личных вещей.

День первый, 23 июля.

Багаж собирали долго, размышляя брать или не брать тёплые вещи, упаковывая подарки для новых друзей…Сложнее всего было с моими гражданскими лицами, которые даже не представляли, куда я их везу. 
Все это время я над своими подкалывал. Интересно потом было слушать Валентину Кобзарь, когда она после моего прикола о том, что придется с вертолета спускаться по веревочной лестнице на остров, рассказала об этом подругам. А одна из них прикинула и говорит, а типа ты представляешь, что это высота пятиэтажного дома. И когда Валя представила, что она со своим весом висит на лестнице, которая раскачивается от ураганного ветра, ей стало плохо. Она побежала ко мне для уточнения и успокоилась только тогда, когда я сказал, что пошутил, и высота будет небольшая, всего метра два... Но отойдя, она поняла, что и с двух метров не спрыгнет. А если и спрыгнет, то переломает все кости. Больше не веря мне, она начала обзванивать всех своих друзей летчиков, включая командира части стратегических бомбардировщиков, которые совершали полёты с высшим руководством страны, делали рекордные беспосадочные перелёты с дозаправкой в небе и неоднократно летали в Венесуэлу. И только после их уверений о том, что я шучу, а из всего самого серьезного - это теплая куртка, она начала уже готовиться серьезно. Сначала взяли костюмы и платья для официальных встреч, потом я мягко заставил их убрать это, сделав упор на куртки типа телогреек. Они до последнего момента не понимали зачем. И только потом поняли, что именно эти вещи помогли спастись в дальнейшем от жуткого холода и сырости. И так - в дорогу.
По дороге в Москву пошёл дождь – добрый знак.
Во Внуково все члены экспедиции встретились в заранее договорённое время. И, как впоследствии особо подчеркнул Михаил  Александрович, к счастью никто не потерялся. На борту самолёта собрались полным составом – глава города Уварово Александр Кузнецов RW3RN, Глава Сосновского района Тамбовской области Вячеслав Чуканов, Директор Уваровского кадетского корпуса имени святого Георгия Победоносца Евгений Кудрявцев, мой заместитель по социальной сфере Валентина Кобзарь, Игорь Лившиц UA3EDQ из Орла, Юрий Заруба UA9OBA из Новосибирска, москвичи Михаил Могутов RL3AA и Леонид Радченко RA5A.
Правда, до посадки на самолёт ещё была длительная утряска багажа. Вещей оказалось неисчислимо много, каждому по тележке. И даже с перевесом в 45 кг.
Разослав SMS-ки всем небезразличным к нам людям, пристегнули ремни в ожидании взлёта. Как только Боинг-737 взмыл ввысь, начались байки о прежних экспедициях, созревали планы на будущее…
Высота 11200 м. За бортом – минус сорок семь градусов по Цельсию. И много-много облаков, как стадо белых барашков…
Время укладываться спать, а слева во всю яркими лучами ослепляет иллюминатор солнце. И буквально в течение часа – с 22 до 23 часов по Москве – мы наблюдали его закат и мгновенный восход. 
Так и не вздремнули до Якутска. И когда на наших часах, которые мы ещё не успели перевести на местное время, стрелка показывала 1 ч. 20 мин. следующего дня – 24 июля – самолёт совершил посадку на приветливо солнечной якутской земле

День второй, 24 июля.

По местному времени 7 ч. 20 мин. Мы тесным лагерем разбились на втором этаже аэропорта и понемногу разбрелись в изучении имеющихся достопримечательностей, потягивая вкуснейшее местное пиво.
И вот  Юра Заруба, человек, который, похоже, никогда не унывает и всегда удивляет чем-нибудь новым, возвращается.… Но не один. 
- Угадайте, с кем я? Это UAOKCX.
- Александр Костенко, - протягивает руку наш гость, радиолюбитель из Чукотки. Сразу возникает оживление и разговоры о том, как тесен мир.
Начинается общение, разговоры, обмен QSL-карточками, фото на память…
То ли не заметили, то ли, действительно, дозаправка самолёта прошла быстро,  но вот уже объявили посадку на наш рейс.
Байки, коньячок, виски… Знакомство в самолете с бывшим инженером золотых приисков из Анадыря, уроженца земли липецкой…
Вздремнуть удалось максимум на полтора-два часа. И в шесть часов двадцать минут по Москве, то есть в четырнадцать двадцать по местному времени, самолёт совершил посадку в Анадыре.
Встречал нас радиолюбитель из Угольных Копей Юрий Савченко(UA0KBG), а меня отдельно и местный житель Сергей Ромащенко. Кстати, еще до отъезда на далекую Аляску выяснилось, что даже наш голубой шарик очень тесен, и везде есть чьи-то знакомые. Как-то вечером сижу на работе, и ко мне по делам приезжает один авторитетный человек. Узнав, что я лечу на Чукотку, он дает мне номер телефона человека, с которым он в свое время служил в ВДВ, и который, по его словам, может в Анадыре решить любой вопрос. Так оно впоследствии и оказалось. На Чукотке, как в далекие годы существования Советского Союза, все решается по звонку, все друг друга знают. И одна только фраза - ко мне приехали люди, им надо помочь - решала многое. Разобравшись с багажом, поселились в гостинице при аэропорте. Мы даже еще не предполагали, что на целую неделю она станет центром нашего базирования. Настораживал тот факт, что начальника погрануправления в городе нет, так как у него возникли личные проблемы, и он, взяв отпуск, уехал в Москву. Но по телефону дал мне координаты своего заместителя, заверяя, что он в курсе всего.
Вечером собрались на дружеский ужин в местном кафе. Оно, в общем-то, не работало, но открылось специально для нас по звонку Юры Савченко хозяину. Посидели, попробовали столовыми ложками красную икру, тут же купили несколько ведерок себе в номера, а закончив, решили прогуляться по окрестностям. Сразу же увидели особенность благоустройства Анадыря – ярко раскрашенные дома, которые на фоне болотистой тундристой местности смотрелись, словно разноцветные полевые цветы. Чукотку называют царством белого безмолвия, отсюда и разноцветье красок.
День с разницей во времени в восемь часов прошёл быстро. Учитывая усталость с дороги, легли спать, не переходя в следующие сутки. Но спеть «До свиданья, всё было, как было…» и сербскую «Тамо далеко» успели…

День третий, 25 июля.

На часах 22.00 по Москве, соответственно, здесь 6 утра. Всё перепуталось в восприятии времени. День новый на Чукотке начался. И мы ждём вестей от  пограничников в надежде вылететь на Лаврентия сегодня. Ведь мы так и планировали, что на второй день по прилету на Чукотку вылетим на остров, а после его активации вернемся и посетим еще и остров Алюмка, который имеет рейтинг на несколько сотых выше, чем даже Ратманова.
Собрались за чаем в «штабном» номере Михаила Александровича. Пока мужчины обсуждали планы дня за чашкой чая, Валентина сосредоточилась на зубной боли, которая появилась у нее ещё до вылета в экспедицию и, по всей видимости, не собиралась прекращаться.  «А на острове стоматолога нет», - сказали мы, и ей стало как-то грустно…
Я стал волноваться по поводу того, что в 10 нас должны были сажать в самолет, поэтому такая незапланированная проблема была совершенно ни к чему. Зато ей мгновенно пришло решение разделаться с зубом, не дожидаясь крайностей. Помощником Валентины, сумевшим оторваться от чашки чая, вызвался лишь один человек – Лёня Радченко.  Вызвали такси, помчались в поликлинику, тем более что время было ограничено с учётом возможного вылета. 
На всё про всё им потребовался час, после чего все вернулись в свою компанию. Разумеется, она – без зуба, так что практически «укоренилась» на чукотской земле в первые же сутки пребывания там.
При возвращении в гостиницу наблюдали ту же картину. Правда, от лёгкого завтрака мужчины приступили просто к завтраку. В результате этого, закончилось мясо оленя, которое было приготовлено для нахождения на острове. Начли открывать неприкосновенные запасы, так как в последствии уже никто не расходился. Просто засыпали в креслах, на кровати, а когда просыпались, то просто меняли тех, кто подустал. Было достаточно весело. Вновь байки, анекдоты, в том числе про военных: «Деревня, петухи поют. Сидят две бабули на скамейке, семечки щёлкают. Машина мимо проезжает, останавливается поодаль. Военные выходят, карту достают.- Ага, - говорит одна бабуля другой. – Карту достают. Сейчас номер по RDA спрашивать будут:)))".
Как отметил Михаил Александрович, и в нынешние времена всё примерно так же – по схеме восстановления ориентира на местности путём опроса местного населения.
Чуть позже, занимая время, наблюдали за местным населением из окна. Благо, в гостинице время от времени появлялся и персонал, который работал в различных структурах, и такие же бедолаги, как и мы, ожидающие погоды, некоторые из них по нескольку недель. Уже на третьи сутки пребывания вне дома мужчины были готовы вывалиться из окна при виде проходящей девушки, придерживающей юбку при порывах ветра.
- А ей ветер идёт, - заметил невзначай кто-то из нас…
Вести о вылете не радуют. Самолёт, с которым мы должны были отправиться в Лаврентия, с Провидения так и не вылетел.  Обидно и то, что мы даже не можем перебраться в Анадырь, так как постоянно находимся в состоянии полной готовности и ждем сигнала от пограничников.
В итоге, отправляемся на экскурсию в аэропорт. Фото на память со здешней достопримечательностью – бурым медведем двухметрового роста.
Ещё была неожиданная встреча. И как всегда, по наводке Зарубы. Мы встретились с американкой Камиллой, руководителем принимающей американской стороны экспедиции «Чукотка – Аляска» по пересечению Берингова пролива на гидроциклах. Вместе с  Камиллой была Марина, генеральный директор туристической компании «Чукотка-Дискавери» при Правительстве Чукотского АО.
С Камиллой поговорили, сфотографировались, передали сувениры участнику экспедиции «Чукотка-Аляска» Юрию Сушкину(N3QQ), которого она знает, и который планирует высадиться на остров Крузенштерна одновременно с нашей высадкой на остров Ратманова. Между островами – 4 км. 160 м. и граница между двумя государствами – Россией и Соединенными Штатами Америки.
За столом в «штабном» номере продолжали созревать крылатые фразы и выражения. Из уст мудрейшего Михаила Александровича вся компания узнала о происхождении тоста «За дам!», который произнёс Денис Давыдов в честь французских монахинь. В благодарность за то, что те, в течение суток, успели пошить камзолы для гусар, вместо потрепанных в длительном походе прежних, для того чтобы прошествовать в новых одеяниях по улицам Парижа. …Как- то так…
Здесь же, в принципе единогласно, полистав страницы историю, решили, что так называемый тамбовский волк родился в Сосновке, а в Уварово женился, так что оба этих места могут стать привлекательными для туристов.
Чуть позже Михаил Александрович и Вячеслав Валентинович, обнявшись, закурили трубку дружбы. Вечер продолжили в своём номере. Смеялись до упаду. Часа в два ночи, когда в гостинице спали все, кроме нас, Александр Кузнецов привел откуда-то трех человек, полагая, что это пограничники.  Но, как потом оказалось, к нашей компании присоединился местный уголовный авторитет Валерий, коренной представитель местной народности Сергей и какой-то хореограф из Испании. Изрядно набравшись, человеку в наколках стали все не нравиться и Александру(RW3RN) пришлось косить под урку, что ему очень удалось, и в итоге увести Валерия куда-то далеко от нас на ночлег. «Особо избранным» удалось увидеть настоящий чукотский танец с какими-то шаманскими зазывами, которые чуть не ввели присутствовавших в номере в глубокий транс, и услышать национальную песню про уточку. Испанец же станцевал перед всеми свои зажигательные танцы. Расставшись кое- как со всеми, решили, что с незнакомцами в будущем нужно быть впредь осмотрительнее.
Утомились и угомонились под утро, то есть плавно перешли в день четвёртый.

День четвёртый, 26 июля.

День традиционно начался с ожидания вестей о прилёте самолёта. 
А это опять перспектива таскать все вещи на аэродром, а потом, получив отбой, опять их загружать в машину и поднимать на самый верхний этаж гостиницы. За это время надорвали все руки и животы. Радостная весть поступает в 14.00. Самолёт вылетел с Провидения.
- Даже в Байкале объём воды ограничен, - сказал Игорь Лившиц(UA3EDQ), принося последнюю бутылку водки «Байкал». Даже никто и не мог подумать, что можно так много пить. Но, то ли алкоголь хороший был, то ли воздух здесь какой-то особенный, но утром вставали, как, ни в чем не бывало, без единого мешочка под глазами. Местного времени – 14.30. Постепенно созревает решение высадиться на Алюмку(AS-092).
За время пребывания в гостинице нас познакомили со многими интересными людьми.  У нас был свой личный таксист, появились знакомые из бухгалтерии и среди обслуживающего персонала аэропорта, среди пограничников, которые ожидали своих рейсов на Север и другие.
Один из них был дагестанец Амир, который занимался ловлей и продажей рыбы, и которого знали абсолютно все. Вечерами мы появлялись у него на базе, чтобы отведать икры, различной рыбы и просто поболтать. Договорились о катере, о палатках, бензоагрегатах и стульях, другом оборудовании для высадки на Алюмку, если в пятницу не удастся улететь отсюда. Антенну решили снять с мачты у Юры Савченко с обещанием взять его с собой. За время «великого сидения» в гостинице аэропорта возникла идея изменить ранее выработанный план и провести сеанс связи с Алюмки до посещения Ратманова, так как перспектив видно не было из-за плохой погоды, а уже становилось скучно, и все чаще посещали мысли о том, что так и придется улететь назад. Проблемно было и то, что все отпросились дней на 12-14, а неделя уже практически прошла. Андрей Новиков(RZ3EM) ежедневно сообщал о том, напряжении, которые испытывали радиолюбители, ожидающие нашу активацию. 
Соскучившись по эфиру, взяли второй номер «люкс», развернули  оборудование, чтобы начать работу в эфире прямо из гостиницы. Пока Заруба и Лившиц натягивали из окна на столб антенну, Леонид и Вячеслав с азартом фотографировали чаек, бесстыже и безбоязненно хватающих хлеб с подоконника.
Могутов, Кузнецов, Кудрявцев спят прямо там, где застиг Морфей.  А самолёт с Провидения летит…
Рабочая позиция развёрнута. Пытаемся послушать эфир. Пока услышали Сахалин, Америку, Камчатку. Но первая, же попытка оборачивается стуком в дверь и просьбой местных милиционеров прекратить это мероприятие, так как создаем помехи какому- то оборудованию у них и в аэропорту. Обидно, досадно, но ладно.
Самолёт с Провидения прилетел. Кузнецов и Заруба пошли на встречу с Дмитрием Юрьевичем Февралёвым, заместителем начальника пограничного управления по Чукотскому автономному округу. На наше предложение зайти к нам в номер и познакомиться с членами экспедиции, он ответил согласием, хотя время уже около шести и катера на тот берег уже не будет.
Встреча продолжилась в «штабном» номере. Хорошее известие – на Лаврентия полетим завтра. Не очень хорошее – остров Ратманова в тумане… 
Визит Дмитрия Юрьевича всех порадовал. Только и речи было, что про Ратманова: о том, что последний раз радиолюбители были на острове в 1991 году, Как для нас это важно. В завершение встречи – обмен сувенирами, рукопожатиями, общий снимок на память. И его заключительная фраза: "Даже не знаю, почему мы вам дали разрешение. Мне кажется, что после вас еще никого лет двадцать не будет. Но так хочется, чтобы наш флаг развевался на другой стороне острова, где нас планируют высадить, и где нет заставы. На что Кузнецов убедительно обещает не только флаг поднять, но и всей командой петь гимн России утром и вечером в направлении Штатов.

День пятый, 27 июля

Поднялись рано, в 5 утра. Солнце ослепительно било в окно. Вещи уже собраны с вечера. Ожидаем информацию о вылете.
В половине десятого утра звучит команда «Сбор». Начинается переноска груза. Задача достаточно нелёгкая – личные вещи, продукты питания, радиооборудование. Загрузка заняла не менее получаса.
Сидим в самолёте. Военные ждут разрешения на вылет. Боковой ветер усиливается на глазах. Уже несколько раз позвонила глава посёлка Лаврентия Алла Михайловна Кайома. Дважды - глава Чукотского муниципального района Зеленский.
Время коротаем за разговором с погранцами, познакомились с начальником погранотдела, летящим на Лаврентия, Евгением Анатольевичем. Вместе с ним жена, трое детей, которых он перевозит с Алтая на новое место службы.
Холодает. Многие достали тёплые, не просто тёплые, а зимние куртки. 
Сидим. Периодически выходим перекурить. Час, второй, третий…
До последнего верим в возможность вылета. Хотя гражданский самолёт на Лаврентия улетел, мы продолжаем ждать, так как условия для разрешения вылета военного самолёта значительно отличаются от разрешения для вылета гражданского самолёта.
Гражданский авиарейс уже в посёлке. А мы через 4,5 часа «великого сидения» получаем команду «Отбой!» и начинаем выгрузку вещей. 
С ребятами, часть из которых летит в Лаврентия, часть – на Ратманова, сдружились, помогаем друг другу. Один из ратмановцев - Максим рассказывает о том, что он сам из Самары, а его сосед радиолюбитель, и он часто помогал ему в установке антенны. Кузнецов спрашивает - кто, и удивляется от того, что он рассказывает об Алексее Романове UA4HOX, c которым он летал на остров Реюньон. В экспедицию TO3R, a вместе с  Евгением Александровичем были у него в гостях в Самаре в марте этого года на встрече с Храниславом Милошевичем(YT1AD).. Удивительно и то, что у Алексея сегодня День рождения, поэтому Александр звонит и будит его в два часа ночи самарского времени, передавая телефон для поздравления пограничнику-соседу.
В этот раз уже не было сил таскать вещи, поэтому договариваемся с руководителем пограничной службы аэропорта и складываем вещи в одной из комнат аэропорта, благо он в выходные закрыт. Возвращаемся в гостиницу. 
Вечер решили разнообразить программу пребывания выездом в одно из местных питейных заведений. Но здесь есть некая особенность. Кафе вроде в посёлке несколько, но из-за уменьшения количества населения они в будние дни не работают. По пути уговариваем местных работниц пойти с нами и едем. Нас принял ресторан «Чукотка», в котором за рюмкой чая, танцами, новыми знакомствами с местным населением, сербами и встретили новый день. За веселой непринужденной атмосферой напрочь забываем о том, что решили высадиться на Алюмку. А ситуация такова, что высадка возможна только тогда, когда во время отлива всего на полчаса отходит вода от острова, оголяя небольшую косу. В другое же время, высадка с моря невозможна, так как скалы представляют собой отвесную поверхность. К слову сказать, ощущение близости острова и его постоянное видение прямо из окна гостиницы сыграло над нами злую шутку на следующий день, позволив отнестись к нему,  как к простой прогулочной экскурсии. И так, гуляем. В какой-то момент Валентина замечает, что у нее нет сумки, где находятся все документы и деньги. RW3RN обещает проблему решить, и тихо подходя к главному в ресторане, представляется начальником УВД Тамбовской области и предлагает решить вопрос полюбовно, чтобы ни у кого не было проблем, аргументируя тем, что владельцы местную публику они знают. Вместо того чтобы тихонько решить вопрос, руководитель по громкой связи объявляет, что обидели его гостей, он закрывает двери и пока не вернут сумочку никто из ресторана не выйдет. Кузнецов возвращается с чувством выполненного долга и веселье продолжается. В какой-то момент Александр  захотел надеть толстовку и обнаруживает сумку под ней. Все понимают, что ее никто не крал, она так и висела на стуле. Страшно неудобно, но как-то нужно выходить из ситуации. Возвращается к руководителю и благодарит его за оперативность, говоря о том, что сумку уже подкинули. Вроде бы все закончилось, но не для нас. Местные уркоганы подходят к нам и начинают предъявлять претензии по поводу того, что в этом ресторане гостей не обижают, а значится, мы обидели их.  Приходится опять переходить на феню и выяснять отношения. Немного не по себе, так как Чукотка все- таки живет по своим законам, а посему, выпив на мировую, решаем уехать в гости к местным жителям, которые нас пригласили, что и делаем. Часть людей не поехала. Мы же возвратились в гостиницу в 8 утра, и ложился я усталый спать с одним лишь чувством и ощущением, что завтра ни на какую Алюмку не поеду. Проваливаюсь в сон, и тут же в 9 утра звучит звонок от Амира. Типа парни, вы где? Катер под парами, оборудование на борту, осталось погрузить антенну и сесть самим. Чувство совестливости не дает возможности ему ответить отказом, поэтому пытаюсь будить спящих членов команды. Все это выглядит так, как в фильме "Бриллиантовая рука", когда жена безуспешно пыталась разбудить Никулина. Кое-как с криками удается всех разбудить. Я начинаю давить на совесть и говорить, что уже давно встал и мне стыдно за них. В итоге, не подготовившись, не взяв теплых вещей и обуви, все практически одеваются в то, в чем были в ресторане. Спасибо, захватили пуховики по ходу. В итоге RA5A, UA9OBA и UA3EDQ летят к Юре снимать антенну, а я на берег к Амиру, успокаивать его и делать непонимающий вид от того, где другие ребята. Постоянно звоню Зарубе и говорю Амиру, что они вот уже за поворотом, хотя они еще на мачте в это время. В итоге, все собрались, время отлива неумолимо заканчивается. Летим с бешеной скоростью, любуясь волнами и прекрасным видом приближающегося острова Алюмка. Амир перед отправлением дает две каски, говоря о том, что там очень злые птица, а название острова переводится как «Птичье дерьмо». Несмотря на разницу во времени, тут же шлю RZ3EM-у информацию о высадке. Выгрузили быстро вещи и начинаем поспешно переносить их на более высокие валуны, так как вода быстро прибывает. Оказалось, что только в одном месте можно забраться на самый верх острова, поднимающегося в высоту над морем метров на 30. Это узкий перешеек или гряда из камней, по которым можно только ползти, причем на заднем месте, по типу скакуна, сидящего на лошади. Но до этой гряды нужно еще дотащить вещи. Поэтому разбиваемся в цепочку и буквально по одной вещи, по отвесной скале начинаем их подавать друг другу. Очень опасно. Дует сильный ветер, который так и норовит сбросить тебя со скал, но рядом и другая опасность. Сотни потревоженных птиц вылетели со своих мест и стали пикировать на нас, ударяя огромными клювами по голове, по спинам. С Савченко сразу же сбили каску, у Радченко держится, поэтому предлагаем ему взять мачту и отгонять от нас птиц. Совсем не думали, что преодоление такого небольшого расстояния затянется почти на 4 часа.  А после подъема пошли к бывшей мачте маяка, стараясь не наступить на гнезда, на яйца, и увиливая от птиц. И все это время, под оглушительные крики птиц, мы чувствовали, как с высоты птичьего бреющего полета на нас летит и летит дерьмо. Именно в этот момент я сказал что-то типа - еще никто и никогда на меня так много не гадил, а RZ3EM-у написал о том, что мы похожи на монстров. 
Абсолютно все в жидком белом дерьме. Кое-как добрались до маяка и стали разворачиваться. Предложили затащить яги на мачту маяка. Господи, как хорошо, что я плохо разбираюсь в технических вопросах, и мне доверили только держать оттяжки и крепить их на земле. Ребята не знали, что на самом верху было два гнезда. И они испытали все прелести того, что происходило на протяжении последних четырех часов. Ситуация усугублялась усиливающимся ветром, который рвал окончания антенны на высоте, вырывая ее из рук ребят и стремясь сбросить их с высоты. Ну и две особи отчаянно пытались защитить своих птенцов, хотя на них никто и не претендовал. Растягивать веревки также было опасно, так как высокая трава скрывала окончание уступов, поэтому постоянно нужно было смотреть себе под ноги, чтобы не свалиться на острые торчащие из воды камни. Установка антенн закончена, палатки поставили также быстро. Заруба предлагает сразу же отметить это дело, что и делаем. В какой-то момент замечаем, что одеты все очень легко. Начинаем остывать, приближается вечер, усиливается ветер, и мы начинаем не попадать зуб на зуб. Немного отвлекает от этого начало работы в эфире, которое начал RA5A. Мы постепенно его сменяем, станции Европы, Северной Америки просто гремят. Направленная антенна дает о себе знать. Начинаем звать только Европу, предполагая, что американцы дозовутся в любой момент. Но ухудшившееся потом прохождение, уменьшает их шансы. Когда я сажусь за микрофон, то понимаю, что голоса у меня просто нет - хриплю и сиплю. Буквально за несколько дней до экспедиции провалялся с сильнейшим бронхитом и начинаю понимать, что кашель опускается все ниже и ниже, стремясь превратиться в двухстороннее воспаление легких. Так как только начало работы, а впереди еще ночь и полдня, я начинаю всерьез опасаться за последствия нахождения на острове, делюсь об этом с ребятами. Водка не помогает, очень холодно, еще никогда не испытывал такого леденящего состояния и нечувствительности ног. У других ситуация ничем не лучше. И тут Заруба говорит о том, что случайно бросил с собой початую коробочку горчицы, которая осталась чуть ли не с экспедиции на Чирикова, и за которую мы всегда над ним подшучивали. Предлагает попробовать. Беру целую ложку, направляю в рот, проглатываю и просто задыхаюсь от того, какая она острая. Сопли, слезы-все полезло моментально. Одновременно пью горячий чай. В это время UA3EDQ решил отодрать старые доски от аккумуляторных батарей, оставшихся у основания мачты маяка. На них есть гудрон. Пытаемся развести костер, получается, доски сразу сильно горят, выделяя огромное количество тепла. Все пытаемся сунуть промокшие кроссовки чуть ли не в огонь, и понимаем, что это спасает наше здоровье. У меня возвращается голос, я несколько раз пытаюсь убить болезнь горчицей. Заруба мой спаситель. Так всю ночь и поддерживали пламя костра, даже не пытаясь прилечь в таком холоде. Наступает время IOTA контеста. Я настаиваю на том, чтобы не работать в нем, так как это ухудшит темп, но ребята не слушают. Связей немного. Я прошу Зарубу расчехлить его трансивер FT-840, который он, опять же случайно, взял с собой и на кусок проволоки начинаю работать телефоном на семерке, предварительно сообщая об этом RZ3EM-у. После попадания в кластер-шквал японцев и пробивающихся американцев 5,6 и 7-го районов. Понимаю, что именно здесь для них шанс. Но ребята начинаю ругаться, что я создаю им помехи в тесте, приходиться отключаться. Воодушевленный UA9OBA внушает всем, что нужно оставаться на острове и дальше, так как от RZ3EM-а поступает информация, что народ просто мечет икру от этой неожиданной активности, а американцы предлагают перечислить деньги, чтобы дали шанс им сработать с AS-092. Но я начинаю приводить доводы о том, что завтра очень ответственный день, что мы не успеем к самолету, что можем заболеть и так далее. После жесточайших споров принимаем решение сниматься с острова. В это же время звонит  исполняющий обязанности мэра Анадыря и говорит о том, что подготовил для нас шашлык, поездку в тундру, но нам ему пришлось ответить отказом, так как когда договаривались, то не предполагали, что окажемся в эти дни на Алюмке. Сообщаем заранее капитану и начинаем все сворачивать. Я в последний раз подбегаю к трансиверу и вижу в кластере, что на 40-ке работает Юра Сушкин (KL7RRC/p) с острова Крузенштерна. Настраиваюсь и уже при его словах о том, что он заканчивает экспедицию, вызываю его. И так, последняя связь с Юрой у меня. То, что планировали сделать с Ратманова, получилось с Алюмки. А дальше - все та же эпопея переноски груза, пикирования птиц, но уже связанная со спуском.  Только с учетом того, что гребень почему- то осыпается, и спускаться стало очень опасно. В какой- то момент Заруба чудом удерживается на гребне, потом та же участь постигает UA0KBG. На середине спуска решаем сделать перекур, так как вода еще не сошла, и с интересом наблюдаем за морскими котиками, которые наблюдают за нашими передвижениями, высовывая из воды свои смешные головы. Разглядываем между камней больших серых мохнатых птенцов и красивейших тупоносиков. Очень рады нашей активности, понимая, что вряд ли после посещения Ратманова поехали бы сюда. Почти 1500 связей, в основном с Европой, чуть более трехсот с Азией, включая наших, сто американцев, 29 Океании и всего один южноамериканец. Возникает желание сюда возвратиться вновь и поработать более серьезно. Но повторять такой подъем никто не хочет, поэтому на будущее договариваемся с Савченко о том, что за деньги он найдет местных мужиков, все установят заранее, а мы приедем и поработаем на все готовое.

День шестой, 28 июля.

В тоже время нерадиолюбительская часть экспедиции во главе с RL3AA(Кобзарь, Кудрявцев,Чуканов) – в полном сборе выехали на рыбалку вместе с Амиром и его товарищем  Евгением.
 Правда, есть одна местная особенность – рыба ловится после обеда. Поэтому, решили скоротать время экскурсионной поездкой в посёлок Гудым или второе название - Анадырь-1. Покинутый город с довольно-таки развитой в прежние времена инфраструктурой, брошенные дома, зияющие окна домов, огромный тоннель со всевозможными казематами, рельсами по которым двигались вагончики с ракетами, везде знаки об опасности облучения, кругом громадные какие- то гильзы. Очень похоже на метро… Впечатления безрадостные… Обидно за былую мощь, в том числе и за военную. Местные рассказывают, что ранее в Анадыре только военных одних было более 50 тысяч человек. А потом поступил приказ об уменьшении группировки и, чтобы не перевозить на большую землю танки и оборудование, их просто грузили на баржи, вывозили и топили потом в море. Сейчас вроде есть перспективы по усилению военного присутствия вновь, чего местные жители очень ждут.
Побродили по тундре. Испытываешь особое чувство, когда ступаешь на почву, а под ногой всё колышется… Небогатая природа - карликовые берёзы, ольха, липа, как ни странно, полно подберёзовиков. Кругом ягода – голубика, брусника.…И тишина...
Дорогу то и дело перебегали небольшие хвостатые, похожие на сусликов зверьки. Местные называют их евриками.
В преддверии рыбалки неплохо пообедали в рыбачьей артели. Так там этих евриков, прикормленных рыбаками, не перечесть.… Потом расположились на берегу Анадырского пролива. Валя поймала 2 камбалы, 2 сига, Евгений Александрович – 1 камбалу, 6 сигов, Слава – 1 сига. На вечернюю жарёху хватило. 
Интересно было в бинокль наблюдать на фоне заката нашу группу на Алюмке. Ребята даже не предполагали, как нам было плохо и хотелось кушать.

Продолжение следует ...

Категория: Новости IOTA | Просмотров: 1084 | Добавил: rrc | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
RSS

Разделы новостей

Новости RRC [134]
Новости RRA [74]
Новости RLHA [17]
Новости RFFA [13]
Новости RMA [14]
Новости RIIA [10]
Новости IOTA [63]

Форма входа

Календарь новостей

«  Октябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Друзья сайта

Статистика